" МЫ ТОЖЕ ПОБЕДИЛИ В ТОЙ ВОЙНЕ..."
Была земля жёсткой и метельной, Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно, а были вместе детство и война.
Была земля жёсткой и метельной, была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно, а были вместе детство и война.
Такими словами начинала свой рассказ моя старшая сестра, выступая перед теми, кто не был свидетелем фронтовых лет. «Дети войны» - так зовут теперь тех, кто в годы Отечественной войны 1941-1945 годов были детьми.
«Война - это горе и слёзы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жёны - мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли через эту битву, испытали ужасные мученья, но выстояли, победили. Победили все: и тот, кто был на поле боя, и тот, кто ждал победного конца войны, вдали от сражений. От мала до велика желали одного - разгрома фашистской Германии и торжества советского народа», - это строки одного из выпускных сочинений.
Как же жили, чему огорчались, чему радовались, как относились к. другим людям, о чём мечтали дети военного времени, дети той поры? Сама я почему-то плохо помню многое, что происходило в детские годы; скорее всего из-за плохого зрения, о котором я узнала только после 7 класса, пройдя впервые медосмотр. Из-за этого, может быть, была излишне застенчивой, чаще проводила время за домашними делами, играми, чтением.
Родители мои, Спиридонов Василий Андреевич и Епифорова Харитина Николаевна (Тина) познакомились в «Поворотской коммуне» (такие объединения людей до колхозов). Мама никакой грамоты не имела, круглая сирота. Папа имел 3 класса образования, в то время это многое значило. Они завербовались на Север (маме - 19 лет, папе - 23 года), взяли мамину младшую сестру на воспитание и уехали в Красноярский край, в далёкую Тунгуску, где отец ездил, организовывая «фактории» среди ненцев. В тех краях мы и родились: 3 сестры и брат. Материально жили обеспеченно.
Через 8 лет выехали в Иркутскую область, Киренский район, село Макарово, где недалеко жили родные отца. Там прошло наше детство в военные и послевоенные годы.
Вот как рассказывает о начале войны моя старшая сестра Римма: «В первый день войны мы, дети, побежали по просьбе председателя сельского совета в поле, чтобы собрать отцов наших на митинг, который состоялся вечером, сразу же после него мужчин увезли в районный центр. А 26 июня огромный пароход «Краснояров» стоял напротив нашего села. Отправка на фронт... Трудно было кому-то отыскать, увидеть, узнать своего отца, мужа, брата. Пароход полчаса стоял посередине реки. На берегу собршись все жители села. Рёв, плач, стоны, гармошка - всё это было. С продолжительными гудками пароход уходил».
Отец наш сразу же попал на фронт. Во время войны был тяжело ранен в горло, полгода находился в госпитале, связь терялась надолго. Много мы испытали тревог и волнений! Сестра пошла во второй класс, и она была единственной, кто мот читать письма с фронта и писать их. Мне совеем немного из них помнится: «Здравствуйте, дорогая семья: Тина, Витя, Римма, Мая, Нина. Я жив и здоров, того и вам желаю». И совсем скупо о жизни на фронте. Мама этим же летом была прооперирована и не могла выполнять тяжёлую работу, к тому же образовался какой-то долг за отца, всю войну с нашей семьи высчитывали его.
Как только заканчивался учебный год, дети 8-10- 12 лет приступали к работе в колхозе и селе: собирали цветной металл, золу, крупный помёт, заготавливали на зиму дрова (спиливали ветки, обрывали сучья, пилили брёвна и кололи) со своими учителями, взрослыми для школы и для дома; на поля вывозили навоз, занимались прополкой хлебных полей, картофеля и овощей (поливали овощи) на колхозных полях; гребли сено и вывозили копны; ближе к осени жали серпом хлеб или вязали совместно со взрослыми снопы, складывали их в сооружения, которые называли суслонами, делали другу» работу взрослых.
Каждый день слушали по радио сводки о войне с болью, когда при отступлении звучали слова: «После тяжёлых и продолжительных боёв оставлен...» (назывался населённый пункт) и с радостью, когда при наступлении наших войск их брали. Но в любо* случае верили в победу, гордились подвигами наших солдат. Много в селе было похор: г - это страшно. Питание наше было полуголодное, собирали колоски, мёрзлую карточку, когда кончались летние запасы с огородов. Не забыть и небольшой кусочек хлеба на всю семью по карточкам с малюсеньким привесочном, который .ч по дороге домой1 боялась съесть.
Собирали ягоды, грибы, черемшу. Выручало то, что мама продавала, меняла вещи, пока что-то ещё оставалось, да шила людям на швейной машинке за продукты; выручала корова - кормилица: жиденькая-жиденькая мучная кашка на молоке, да лесные припасы.
Помню мы, три младших сестры, ставили корчагу, чтобы поймать хоть несколько рк- бок, но корчага-то пустая, без наживки, едва шальные рыбки попадут, а тут вдруг в1 нашей корчаге много рыбы. Мы обрадовались, быстро управились, а через некоторое время видим: мужик подплывает, вынимает эту же корчагу, и мы поняли, что случаЙЕ: не свою корчагу опорожнили, нр рыбу уже съели. Мы испугались, спрятались на крышу думали, нас посадят в тюрьму... Одежду покупать не на что было, мама перешивала :: старых вещей, пока они были: юбки, кофты, жакеты, шаровары; из верхней одежды - фуфайки, рукавицы, на ноги - унты, простроченные с ватой из старой одежды и на резиновые калоши надевали. Это зимой, а летом, весной и осенью, пока тепло - босан ком. Но и в первые послевоенные годы материально легче не было. Старшая сестра в класс пришла на экзамены босиком, а член комиссии (из районного центра обязательно приезжала комиссия) сказал, что на экзамен нельзя босиком. Тогда сестра сшила из тряпочек тапочки, до школы шла босиком, а при входе надевала эту обувь. Мне приносила старую обувь своей дочери, моей одноклассницы, жена директора школы, и я как мша «ремонтировала» эти туфли и носила их.
Как дети всех времён, мы играли в детская игры: в куклы (шили им настоящие платы.; пальто), в дочки-матери, в прятки, качались качелях, прыгали на досках, позднее - в лапт сохатого; зимой катались на самодельных £рках, а счастливчики - на коньках.
Педагогическое училище, 1954 (первой справа) Художественная самодеятельностью педагогическом училище